ШУМАНИАНА
- Мероприятие в Москве
- 6+

О мероприятии
ПРОГРАММА КОНЦЕРТА
1 отделение
Р.Шуман. Креслериана op. 16
Исполняет Петр Аверин (фортепиано)
Р. Шуман. "Фантастические пьесы" op. 12
Исполняет Михаил Мисенко
2 отделение
Р.Шуман. Симфонические этюды op. 13
Исполняет Елена Дроздова (фортепиано)
«Крейслериана» — это фортепианный цикл из восьми фантазий, пожалуй, самое знаменитое срчиненип Роберта Шумана. Если «Симфонические этюды» можно отнести к Флорестану, то «Крейслериана» — это Эвсебий. В письмах того времени Шуман пишет, что его фантазия ничем так не окрыляется, как напряжением и тоской по нереализованной пока влюбленности, его буквально разрывает от избытка музыки в нем. «Крейслериану» Шуман писал с влечением и, по его словам, всего за несколько дней.
Его название отсылает к первой новелле из «Фантазий в манере Калло» Гофмана — «Музыкальным страданиям капельмейстера Крейслера».
Иоганнес Крейслер становился маской Гофмана, когда тот желал говорить о музыке или сочинять ее.
Гофман — один из самых ярких немецких писателей своего времени, но человек с не очень счастливой судьбой. Он с самого детства интересовался музыкой, живописью, литературой. Но он выбрал карьеру юриста и потом всю жизнь пытался выбраться из рутины дел, зарабатывать искусством, но этого у него не получалось.
🍻 Гофман постоянно был вынужден где-то служить, при этом много времени проводил в кабаках. В то время было несколько видов досуга: аристократические салоны, куда пускали не всех, мещанские общества, к которым Гофман питал отвращение, а также заведенья, где собирался всякий сброд, но по крайней мере без ненавистного мещанского духа. Большая часть жизни Гофмана прошла в таком режиме: по вечерам сидел в кабаках, выпивал, возвращался домой и писал, с утра шел на службу. Таким образом писатель «сжег» себя и умер в 46 лет.
😺 Иоганн Крейслер как герой впервые появляется в произведении «Житейские воззрения Кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганна Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах». Кот Мурр — это реальный кот, который жил у Гофмана и умер от болезни, а писатель посвятил ему произведение.
«Симфонические этюды» — произведение, совершеннейшее во всех отношениях, пример вариаций нового романтического типа.
В 1837 г. Роберт Шуман создает одно из наиболее монументальных и масштабных своих произведений для фортепиано – «Симфонические этюды».
Изначально Шуман воспользовался темой барона Фрикена, музыканта-любителя и опекуна его кратковременной невесты Эрнестины фон Фрикен.
Первоначальное название было несколько иным и связывалось с именами персонажей из «Давидсбунда» – «Этюды в оркестровом духе Флорестана и Эвзебия». Такое заглавие (как и окончательное) свидетельствует о том, что композитор намеревался подчеркнуть в своем творении тембровое богатство фортепиано, оркестральность его звучания – и это намерение было блестяще реализовано: в фортепианной фактуре можно услышать и приемы, характерные для кларнета и фагота, и «скрипичные» пассажи, и «виолончельную» кантилену. Но не только с этим связано слово «симфонические» в заглавии произведения – оно подчеркивает масштабность формы, ведущую роль сквозного развития.
Образное содержание «Симфонических этюдов» Шуман сформулировал следующим образом: «Мне хочется постепенно развить из похоронного марша победное шествие». Это намерение осуществляется посредством вариационной формы. марша победное шествие и, кроме того, внести в сочинение некоторый драматический интерес».
В публикацию 1837 года вошли только 11 вариаций из 16-ти.
Однако Иоганнес Брамс при подготовке переиздания Этюдов в 1891 году восстановил пять этюдов, исключённых Шуманом. В дальнейших переизданиях зачастую пять «дополнительных», «посмертных» этюдов помещают после основных, при исполнении же пианисты часто вставляют их между любыми из 12.
"Фантастические пьесы" - цикл создан в 1837 году.
Фантастические образы характерны для искусства романтизма, не является исключением и творчество Роберта Шумана. Но фантастика в его произведениях преломляется по-особому – не столько обращение к легендам и сказкам, сколько собственная игра воображения, зачастую весьма причудливая.
Творческая задача цикла - раскрыть мир внутренней жизни человека, мир его чувств. Сложнейшая область человеческой психологии показана с максимальной правдивостью и художественной убедительностью.
Каждая из восьми пьес цикла — выражение глубокого сосредоточенного лиризма, он проявляется в бурно-драматических вспышках («Порыв», «Ночью»), в просветленной созерцательности («Вечером»), в фантастических видениях («Сновидения») и в тонком остроумии сказочных образов («Причуды», «Басня»), так же как и в лирико-философском раздумье («Отчего?») или в обращении к песенности («Последняя песня»).
ОБ ИСПОЛНИТЕЛЯХ
Елена Дроздова - российская пианистка, принадлежащая безусловно к лучшим классическим музыкантам своего поколения. Обладает неповторимой творческой индивидуальностью, способной увлечь слушателя в глубины и просторы музыкальных миров.Елена -лауреат многих международных фортепианных конкурсов, в том числе и конкурса им. Ференца Листа в Венгрии.Невероятная способность погружаться в музыку так, как это делает она, а также искрящаяся виртуозность-свойственны только самым выдающимся музыкантам. Окончила Российскую Академию Музыки в Москве, класс проф. В.М.Троппа. Выступала на лучших площадках России и за рубежом, таких, как-то: Светлановский ,Камерный и Новый залы Московского Международного Дома Музыки, Большой Зал Московской Консерватории, Консерватории, Большой Зал филармонии в Будапеште, Большой и Малый Залы Санкт-Петербургской филармонии ,Варшавская филармония и др.
Пётр Аверин — блистательный виртуоз и выдающийся интерпретатор сочинений Франца Листа. В репертуаре пианиста есть все венгерские рапсодии композитора! Обладает яркой и глубокой индивидуальностью, его игре свойственен пианистический масштаб и имправизационность повествования.
Вот что пишут музыкальные критики о пианисте:
«Петр Аверин – блестящий виртуоз с мягким и элегантным туше, предпочитает полностью доверять композитору и следовать его авторским указаниям с целью наиболее точного прочтения и «прочувствования» произведения, что особенно важно в романтической музыке. Его острота ритмического рисунка, недюжинно глубокое постижение лирических образов автора восхитительны! Аверин видит в нотах автора его жизнь и судьбу, а не высказывание на отдельную тему, и это буквально завораживает зрителей».
1 отделение
Р.Шуман. Креслериана op. 16
Исполняет Петр Аверин (фортепиано)
Р. Шуман. "Фантастические пьесы" op. 12
Исполняет Михаил Мисенко
2 отделение
Р.Шуман. Симфонические этюды op. 13
Исполняет Елена Дроздова (фортепиано)
«Крейслериана» — это фортепианный цикл из восьми фантазий, пожалуй, самое знаменитое срчиненип Роберта Шумана. Если «Симфонические этюды» можно отнести к Флорестану, то «Крейслериана» — это Эвсебий. В письмах того времени Шуман пишет, что его фантазия ничем так не окрыляется, как напряжением и тоской по нереализованной пока влюбленности, его буквально разрывает от избытка музыки в нем. «Крейслериану» Шуман писал с влечением и, по его словам, всего за несколько дней.
Его название отсылает к первой новелле из «Фантазий в манере Калло» Гофмана — «Музыкальным страданиям капельмейстера Крейслера».
Иоганнес Крейслер становился маской Гофмана, когда тот желал говорить о музыке или сочинять ее.
Гофман — один из самых ярких немецких писателей своего времени, но человек с не очень счастливой судьбой. Он с самого детства интересовался музыкой, живописью, литературой. Но он выбрал карьеру юриста и потом всю жизнь пытался выбраться из рутины дел, зарабатывать искусством, но этого у него не получалось.
🍻 Гофман постоянно был вынужден где-то служить, при этом много времени проводил в кабаках. В то время было несколько видов досуга: аристократические салоны, куда пускали не всех, мещанские общества, к которым Гофман питал отвращение, а также заведенья, где собирался всякий сброд, но по крайней мере без ненавистного мещанского духа. Большая часть жизни Гофмана прошла в таком режиме: по вечерам сидел в кабаках, выпивал, возвращался домой и писал, с утра шел на службу. Таким образом писатель «сжег» себя и умер в 46 лет.
😺 Иоганн Крейслер как герой впервые появляется в произведении «Житейские воззрения Кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганна Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах». Кот Мурр — это реальный кот, который жил у Гофмана и умер от болезни, а писатель посвятил ему произведение.
«Симфонические этюды» — произведение, совершеннейшее во всех отношениях, пример вариаций нового романтического типа.
В 1837 г. Роберт Шуман создает одно из наиболее монументальных и масштабных своих произведений для фортепиано – «Симфонические этюды».
Изначально Шуман воспользовался темой барона Фрикена, музыканта-любителя и опекуна его кратковременной невесты Эрнестины фон Фрикен.
Первоначальное название было несколько иным и связывалось с именами персонажей из «Давидсбунда» – «Этюды в оркестровом духе Флорестана и Эвзебия». Такое заглавие (как и окончательное) свидетельствует о том, что композитор намеревался подчеркнуть в своем творении тембровое богатство фортепиано, оркестральность его звучания – и это намерение было блестяще реализовано: в фортепианной фактуре можно услышать и приемы, характерные для кларнета и фагота, и «скрипичные» пассажи, и «виолончельную» кантилену. Но не только с этим связано слово «симфонические» в заглавии произведения – оно подчеркивает масштабность формы, ведущую роль сквозного развития.
Образное содержание «Симфонических этюдов» Шуман сформулировал следующим образом: «Мне хочется постепенно развить из похоронного марша победное шествие». Это намерение осуществляется посредством вариационной формы. марша победное шествие и, кроме того, внести в сочинение некоторый драматический интерес».
В публикацию 1837 года вошли только 11 вариаций из 16-ти.
Однако Иоганнес Брамс при подготовке переиздания Этюдов в 1891 году восстановил пять этюдов, исключённых Шуманом. В дальнейших переизданиях зачастую пять «дополнительных», «посмертных» этюдов помещают после основных, при исполнении же пианисты часто вставляют их между любыми из 12.
"Фантастические пьесы" - цикл создан в 1837 году.
Фантастические образы характерны для искусства романтизма, не является исключением и творчество Роберта Шумана. Но фантастика в его произведениях преломляется по-особому – не столько обращение к легендам и сказкам, сколько собственная игра воображения, зачастую весьма причудливая.
Творческая задача цикла - раскрыть мир внутренней жизни человека, мир его чувств. Сложнейшая область человеческой психологии показана с максимальной правдивостью и художественной убедительностью.
Каждая из восьми пьес цикла — выражение глубокого сосредоточенного лиризма, он проявляется в бурно-драматических вспышках («Порыв», «Ночью»), в просветленной созерцательности («Вечером»), в фантастических видениях («Сновидения») и в тонком остроумии сказочных образов («Причуды», «Басня»), так же как и в лирико-философском раздумье («Отчего?») или в обращении к песенности («Последняя песня»).
ОБ ИСПОЛНИТЕЛЯХ
Елена Дроздова - российская пианистка, принадлежащая безусловно к лучшим классическим музыкантам своего поколения. Обладает неповторимой творческой индивидуальностью, способной увлечь слушателя в глубины и просторы музыкальных миров.Елена -лауреат многих международных фортепианных конкурсов, в том числе и конкурса им. Ференца Листа в Венгрии.Невероятная способность погружаться в музыку так, как это делает она, а также искрящаяся виртуозность-свойственны только самым выдающимся музыкантам. Окончила Российскую Академию Музыки в Москве, класс проф. В.М.Троппа. Выступала на лучших площадках России и за рубежом, таких, как-то: Светлановский ,Камерный и Новый залы Московского Международного Дома Музыки, Большой Зал Московской Консерватории, Консерватории, Большой Зал филармонии в Будапеште, Большой и Малый Залы Санкт-Петербургской филармонии ,Варшавская филармония и др.
Пётр Аверин — блистательный виртуоз и выдающийся интерпретатор сочинений Франца Листа. В репертуаре пианиста есть все венгерские рапсодии композитора! Обладает яркой и глубокой индивидуальностью, его игре свойственен пианистический масштаб и имправизационность повествования.
Вот что пишут музыкальные критики о пианисте:
«Петр Аверин – блестящий виртуоз с мягким и элегантным туше, предпочитает полностью доверять композитору и следовать его авторским указаниям с целью наиболее точного прочтения и «прочувствования» произведения, что особенно важно в романтической музыке. Его острота ритмического рисунка, недюжинно глубокое постижение лирических образов автора восхитительны! Аверин видит в нотах автора его жизнь и судьбу, а не высказывание на отдельную тему, и это буквально завораживает зрителей».
Расписание на 2025–2026 год
- Июнь
11
июня,
ср
19:00
Место проведения

Мемориальный музей А. Н. Скрябина, Большой Зал
ул. Большой Николопесковский пер., д. 11